Греция планирует облагать налогом прирост капитала от сделок с криптовалютой по ставке 10% вместо 15%, о которых шла речь в июне. Законопроект также предусматривает необлагаемый минимум — первые 500 евро прибыли в год.
Основное:
- В проекте закона прибыль от операций с криптовалютами облагается по ставке 10% с освобождением первых 500 евро в год.
- Обмен одной криптовалюты на другую налогом не облагается; доходы от стейкинга и кредитования попадают под тот же 10%-ный налог.
- Летом власти говорили о ставке 15%; законопроект планируют внести в парламент в ноябре.
Налог на криптовалюту в Греции
Министерство национальной экономики и финансов опубликовало проект закона для публичного обсуждения поздно вечером в среду в составе более широкого пакета реформ, касающихся частного долга и финансовых рынков. Обсуждение завершится 22 октября в 10:00. Ведомство рассчитывает направить документ в парламент и вынести его на голосование в первую неделю ноября.
Физические лица будут платить 10% с прибыли от отчуждения криптоактивов. Прибыль, как правило, определяется как разница между ценой приобретения и ценой продажи; для активов, купленных частями, используется средняя стоимость. Доход до 500 евро (примерно 560 долларов) в год не облагается налогом, а обмен одного криптоактива на другой не формирует налогооблагаемую базу.
Доходы от стейкинга, кредитования и предоставления ликвидности будут облагаться как процентный доход по ставке 10%. Продажа криптовалюты не подпадет под действующий в Греции цифровой сбор с транзакций. Отдельные положения законопроекта описывают порядок оценки криптоактивов, полученных по наследству или в дар, а также токенов и монет, передаваемых сотрудникам, партнерам или акционерам. Кроме того, документ открывает 12‑месячное «окно» после вступления закона в силу, в течение которого налогоплательщики смогут задекларировать прибыль от прошлых операций без штрафов и пеней при соблюдении ряда условий.
Также читайте: Сколько зарабатывает CEO Anthropic? Ответ — в документах к IPO
Ставки по криптоналогу в ЕС
Ставка в 10% будет одной из самых низких среди налогов на криптовалюты в Европейском союзе, где Германия, Франция и Италия вводят или планируют вводить уровни выше 25%. По Европе ставки варьируются примерно от 8% до 30%, при этом единого общеевропейского режима налогообложения криптоактивов нет.
Греческие власти пока не оценивали, какой объем доходов может принести новый налог. Большинство инвесторов используют платформы за пределами страны, что затрудняет расчет размера внутреннего рынка. Обязательные для ЕС правила отчетности DAC8 вступили в силу 1 января и требуют от криптосервисов собирать данные о клиентах и транзакциях; налоговые органы начнут обмен этими данными в 2027 году.
В министерстве отмечают, что новые нормы по криптовалютам закрывают правовой пробел и повышают определенность для налогоплательщиков. До финального голосования депутатов параметры законопроекта еще могут быть скорректированы.
Предыдущие планы по криптоналогу
В июне два представителя правительства заявляли, что Минфин готовит налог на прирост капитала по криптоактивам в размере 15% с тем же необлагаемым минимумом в 500 евро.
Тогда один из высокопоставленных чиновников пояснял, что цель — системно включить криптовалюты в налоговый кодекс страны, который пока не содержит полноценного режима их налогообложения. Предварительная схема не касалась майнинга криптовалют частными лицами, но распространялась на добычу, осуществляемую зарегистрированными компаниями. В нынешнем сообщении министерства причина снижения ставки до 10% не объясняется.
Читайте далее: 722 математические статьи по ИИ от OpenAI стали общедоступными — теперь слово за математиками

